В последнее время стал встречать «разоблачительные» статьи об Илоне Маске. Авторы проходятся по его биографии, упоминая, что везде он вносил свой вклад не как технарь, а больше как маркетолог. Дескать, Маск водит всех за нос, строит финансовые пирамиды.
Дальше авторы перечисляют и критикуют его проекты — Tesla Motors, Power Wall, HyperLoop, Space X… И я согласен с тем, что никаких реальных технических инноваций эти проекты не имеют в основе. Маск ничего не изобрел, не открыл.
Он не сказал ничего нового в науке и технике. И да (о ужас!), он делает на этом деньги. Он техно-евангелист, призывает нас прикоснуться к будующему, продавая нам китайские батарейки за баснословные бабки.
Всё так. Но критики упускают важную деталь. А дьявол кроется в деталях.
Вспомним, что сделал Джобс для мира. Роль Илона для человечества точно в том же — продвигать идеи и технологии в широкое потребление. Вытащить их из лабораторий в каждый дом.
Лично мне не нужен смартфон за 50 т.р. от Apple. Я куплю аналогичный за 7 т.р. от китайского Noname производителя. Я не из племени гиков, ночующих у магазина Apple, чтобы первым купить новую модель гаджета.
Однажды рожденный спрос, заставляет корпорации «шевелить булками». Заставляет рынок предлагать тоже самое, но по меньшей цене. Рождает конкуренцию. Корпорации начинают вкладывать деньги в развитие соответствующих технологий. Они делят рынок, толкают друг друга.
Tesla Motors
До сих пор не было электрокаров? Не было АЗС для электромобилей?
Все это было и до Маска. Тысячи частных и государственных электро-заправок в Японии тому пример.
Разве не уменьшатся выбросы в атмосферу, если все пересядут, к примеру, на Tesla S?
Ещё и увеличатся. Сами машины «коптить небо» не будут. Но вот электростанции начнут работать с утроенной силой. А если учесть, что больше половины электроэнергии вырабатываются на ТЭЦ, т.е. сжигая топливо, то переход на электрокары усугубит проблемы экологии.
С другой стороны, выбросы будет легче локализовать и нейтрализовать.
Будующее однозначно за электромобилями. Нужно чтобы их было больше, они были дешевле, доступнее.
Power Wall
Маск изобрел новые батарейки?
Нет, не изобрел. Что в Tesla, что в Power Wall используются китайские батарейки, которые можно найти в любом дешевом китайском электроскутере. А вместе с ними и все их проблемы. К примеру, малое число циклов перезарядки, взрывоопасность при разгерметизации.
Но пока люди не захотят в каждый дом поставить по такой батарее, технологии не выйдут за рамки лабораторий, корпорации не вложат бабки в новые заводы.
Ну и о баранах, друзья
Кто то должен быть первым.
Пока один баран не побежит в нужном направлении, все стадо будет топтаться в нерешительности. Потом уже все как один побегут за лидером. Этим проводником для всего стада и являются Маск с Джобсом.
Нужно лишь отойти в сторону, чтобы вас не затоптали самые фанатичные «последователи технологий». Но обязательно пристраивайтесь в хвост стада, оно на верном пути.