Об идее, командах и уроках программирования для малышей.
Идея проекта
Давным-давно, когда я учился в школе, несколько уроков информатики прошли у нас за освоением программы «чертежник Кенгуренок».
И когда мой сын спросил, чтобы я поучил его программированию, я понял, что освоение азов идеально начать с подобного чертежника. К сожалению, ту старую программу я не нашел, да и полагаю, та программа, рассчитанная на MS-DOS, может не запуститься даже на эмуляторе.
Так я решил написать собственного «чертежника».
Команды чертежника
Базовые команды очень просты. Джек может передвигаться шагом и прыжками. В виде команд это выглядит например так:
1 2 3 |
Вправо Вверх Прыжок вниз |
Когда Джек двигается шагом, он чертит линию. С помощью прыжков можно передвинуть чертежника в новое место без рисования.
Полный перечень команд не велик, но позволяет изучить базовые концепции — линейный алгоритм, ветвление и цикл. Также можно задавать и использовать переменные, создавать подпрограммы.
Малышам сложно вводить команды на английском (хотя и полезно сразу приучить их к этой мысли), потому все команды имеют русский аналог.
Методика обучения
Надо начинать с простых вещей, переходя постепенно ко все более сложным задачам. Вообще, чертежник не ограничен дискретной сеткой, потому можно создать довольно интересные и сложные задания даже для старшеклассников и студентов. Но, нужно помнить, что практического смыла «Джек» не представляет, это песочница для изучения азов программирования.
урок №1 — знакомимся, как работать в чертежнике, базовые команды, размер поля
урок № 2 — переменные, ветвления, циклы
урок № 3 — рисуем спиральку, повторяющиеся узоры
урок № 4 — следующий уровень — набор команд относительного перемещения
урок № 5 — заново рисуем спиральку и более сложные узоры
урок № 6 — следующий уровень — использование подпрограмм
урок № 7 — с помощью подпрограмм пишем многоразрядные числа