Сложно оценить что то нематериальное, объект интеллектуального труда, особенно если никогда оценкой ранее не занимались. Почему меня заинтересовал этот вопрос, потому что его мне задают клиенты, у которых что называется «что то не пошло» и они продают бизнес, активы, в том числе и сайт.
По-себестоимости.
Первый способ, он же совершенно неадекватный, но почему то его пытаются использовать в первую очередь. Логика следующая — хотим вернуть хотя бы то, что потратили. Т.е. это сумма изготовления сайта, его поддержка — оплата администрирования, хостинга, стоимость домена. Кое кто добавляет сюда рекламу.
Все это примерно тоже самое, что продать машину по цене автосалона. Если продолжать аналогию, то деньги можно вернуть и даже заработать на продаже сайта, если сайт станет «антикварным» в терминах авто-бизнеса. Т.е. у сайта будет интересная история, приличная аудитория и уникальное содержание.
Реальные способы оценки.
Надо понять, для чего может быть куплен сайт. Его могут купить конкуренты, в целях получить готовую площадку с целевой аудиторией для своего бизнеса. Тогда расчеты сводятся к бизнес прогнозам. К примеру, сайт посещает 10000 чел в мес. И это число посетителей конвертируется в реальные обращения клиентов и продажи. К примеру, коэф. конверсии составляет 1-2%, т.е. в среднем 150 клиентов в мес приходит за счет сайта. А также, если известен «средний чек» клиента, к примеру, 1000 рублей, то доход от сайта для бизнеса может составить — 150 тыс. руб. / мес (число привлеченных клиентов * средний чек).
Если учитывать динамику цен, время жизни ассортимента услуг или товаров на сайте, то можно оценить и эффективный срок работы проекта с минимальными изменениями после продажи. Обычно этот срок составляет от нескольких месяцев (к примеру, продажа одежды) до 1, 5- 2 лет. Т.е., если оценочно этот срок — полгода, то сумма 150 т.р. может быть умножена на 6 мес, и мы получим оценку для сайта — 900 тыс. рублей. Как видите, стоимость изготовления сайта нигде не фигурирует в этой схеме.
Рассмотрим второй вариант, когда сайт выкупается для продажи рекламы. Если реклама уже продавалась на сайте, и вы знаете, сколько он приносит рекламных средств, то оценить стоимость можно по довольно универсальной схеме, которая подходит для многих случаев в жизни. Я называют этот способ — «оценка рантье».
Оценка рантье.
Допустим, сайт приносит вам 10 тыс. руб в месяц с продажи рекламы. Задача — оценить какую сумму нужно положить в банк для того, чтобы получить ту же сумму дивидендов. К примеру, вы находите коммерческий банк с вкладом под 10% годовых. А за год сайт приносит — 120 т.рублей. Это эквивалентно тому, что вы имеете в этом банке счет 1,2 млн рублей (10 т.р. * 12 мес / 10%).
Так мы получим верхнюю оценку. Почему верхнюю? Потому что, обязательно будут расходы по поддержанию и развитию сайта. Если оставить сайт как есть, то его ждет неизбежная стагнация и снижение доходности.
Техническая оценка стоимости сайта.
Если доход с рекламы не известен, то нижнюю границу сайта можно оценить чисто технически, воспользовавшись одним из многих бесплатных сервисов оценки. Я не буду приводить здесь конкретные ссылки, т.к. сервисы постоянно появляются новые. Достаточно ввести в поисковом роботе запрос вроде — «оценить стоимость сайта», и вы получите их полный список.
Все эти сервисы оценивают такие факторы, как ранги сайта в разных поисковых системах, кол-во ссылающихся на сайт ресурсов, время жизни домена, наличие сайта в авторитетных интернет каталогах, размер суточной аудитории сайта и т.п. По сути, это позволяет оценить примерный доход от ссылочной рекламы (т.е. потенциальный доход от продажи на сайте ссылок при использовании ссылочных бирж). И вы получите информацию о том, сколько ваш сайт может заработать в месяц. Эта цифра позволяет вам вернуться к методу «оценка рантье».