Фриланс без иллюзий: когда отказаться — лучший выбор

За годы фриланса я выработал для себя критерии или тревожные сигналы, к которым стоит прислушаться ещё до старта проекта. В этой статье делюсь своим опытом: в каких случаях я отказываюсь от предложений.

Сделай сначала тестовое — оплатим потом

Классика жанра, возникает ситуация обычно на старте карьеры. Предлагается выполнить якобы тестовое задание, обычно это верстка или тестирование.

В теории, при хорошей организации такого процесса «тестовых заданий», и большом потоке желающих получить заказ или позицию в команде — можно почти даром решать рутинные задачи проекта. Одну и ту же задачу делегируют нескольким «соискателям», выбирая потом лучшее решение. Не сложно продолжить цепочку, и отправить задачу на доработку следующему страждущему, с новыми вводными.

Возможно, для junior разработчика — это даже не плохой опыт. Но по мне так трата времени впустую. Хотя, однажды я встречал девушку-тестировщицу, которая призналась, что готова бесплатно стажироваться ради опыта. Но стажировку то хоть можно в портфолио указать.

На мой взгляд, любая работа должна быть оплачена, стажировка, «тестовое» задание и т.п. Пусть даже это будет небольшая, символическая плата.

«У меня был плохой опыт с прошлым программистом»

Красный флаг: есть шанс, что дело не в программисте, а в заказчике.

Буду честен, я встречал чаще проекты, которые не довели до ума, или бросили по каким то не зависящим от заказчика причинам именно разработчики. В этих случаях, ситуация не раскрывается сразу, а такие нюансы выясняется в процессе.

А вот если вам сразу заявляют, что прошлый программист во всем виноват, то ждите беды.

«Я сам не знаю, чего хочу, но ты же профи»

Проекты без ясных целей/деталей быстро заходят в тупик.

Вообще — это классика, клиент часто не знает что ему точно нужно, он в поиске решений, потому и обращается за советом к специалисту. И чем сложнее проект, тем более аккуратно нужно собрать всю информацию и зафиксировать в виде документа (т.з.).

Проблемы возникают, когда проект нужно сдавать, а вы — не угадали, что же желал клиент. Или не учли какие то фичи, которые он неявно подразумевал, а они уже плохо интегрируются в конструкцию проекта.

Тут надо быть аккуратным и любить общаться, чтобы выдоить, описать и правильно оценить все детали. Это поможет избежать неприятных ситуаций. В противном случае — дешевле будет отказаться.

Завал переписки до подписания договора

Если клиент уже на старте требует максимум внимания, скорее всего будет только хуже.

Это может быть и постоянные звонки, голосовые в whatsup, как из рога-изобилия, по поводу и без повода, с лишними деталями в рандомное время суток, прилетающее по всем возможным каналам связи — подумайте дважды — оно того стоит? Или клиент сильно эмоционален, и взвинчен, когда сайт «не грузится». А потом выясняется, что у клиента вообще никакой сайт не грузится, потому что он не оплатил счета за интернет. Но он уже спешит съесть ваш мозг.

«Хочу точно как у них»

Т.з. подменяется копированием. Осмысление, постановка задачи перекладывается полностью на вас. Клиенту лень описывать проект, но сравнивать он потом будет с тем самым примером. А копируют обычно потому, что не хотят платить за использование готового сервиса, либо потому сами решили построить бизнес на подобном сервисе. Осталось только найти студента, который скопирует дяде Facebook.

Обычно я предлагаю продолжить использование проекта-примера.

Софт скиллы

Если вам не нравится как общается клиент, как организован процесс сотрудничества, то дальше будет только хуже. В длинные проекты с таким заказчиком лучше не «вписываться».

Ваши т.н. софт скиллы здесь важны не меньше. Ведь фриленс — это как танго, танец для двух сторон. Иногда удаётся «перешить» клиента, вернуть его в конструктивное русло, и предложить какой то более рациональный шаблон общения/сотрудничества.

Первое впечатление иногда ошибочно (редко).

«Это же несложно, сделаешь за пару вечеров?»

Возможно это и так. Но это результат вашей многолетней работы — именно потому и не сложно. Прежде всего не уважается ваша экспертиза и время. Вас просят что то сделать, но делают это без уважения. Вы готовы к такому сотрудничеству?

Всегда оценивайте как минимум ваше время. И берите аванс — 50%.

Как я отказываюсь

Даже если клиент совсем «запутался в берегах», я стараюсь быть вежливым.

В некоторых случаях я оцениваю свои потенциальные неудобства в виде денежного эквивалента. Если явно завышенная стоимость устраивает клиента, иной раз можно и согласиться. В конце концов — вы работает ради денег.

Еще проще сослаться на нехватку времени или на отсутствие интереса к самому проекту.

Или прямо сказать: «Не возьмусь за проект — уверен, что не оправдаю ваши ожидания.»

Вместо заключения

Фриланс — это свобода, вы выбираете с кем и что делать. Вы определяете на что вы готовы пойти ради денег, собственные границы. Лучше отказаться от плохого проекта в начале, чем потом выгорать и разочаровываться, и тратить нервы.

Написать комментарий

Мало букафф? Читайте есчо !

Добавление поля с картинкой в редактор таксономии WP

Июль 4, 2017 г.

Таксономия (словари) Wordpress может быть модифицирована под любые нужды проекта. Для этого CMS предоставляет мощное API, благодаря которому есть готовые ...

Читать

Если не работают ЧПУ для drupal под nginx...

Июль 16, 2014 г.

Арендовал у netangels "облачный VDS" и решил попробовать их образ Debian Wheezy Nginx + PHP (php-fpm). С Nginx дела до тех пор не имел, потому с некоторыми настройками пришлось разбираться с чистого листа. На самом деле, единственный вопрос, с ...

Читать

 

Комментарии к «Фриланс без иллюзий: когда отказаться — лучший выбор»

Понравилась статья? Есть вопросы? - пишите в комментариях.



Комментарий: