
За годы фриланса я выработал для себя критерии или тревожные сигналы, к которым стоит прислушаться ещё до старта проекта. В этой статье делюсь своим опытом: в каких случаях я отказываюсь от предложений.
Сделай сначала тестовое — оплатим потом
Классика жанра, возникает ситуация обычно на старте карьеры. Предлагается выполнить якобы тестовое задание, обычно это верстка или тестирование.
В теории, при хорошей организации такого процесса «тестовых заданий», и большом потоке желающих получить заказ или позицию в команде — можно почти даром решать рутинные задачи проекта. Одну и ту же задачу делегируют нескольким «соискателям», выбирая потом лучшее решение. Не сложно продолжить цепочку, и отправить задачу на доработку следующему страждущему, с новыми вводными.
Возможно, для junior разработчика — это даже не плохой опыт. Но по мне так трата времени впустую. Хотя, однажды я встречал девушку-тестировщицу, которая призналась, что готова бесплатно стажироваться ради опыта. Но стажировку то хоть можно в портфолио указать.
На мой взгляд, любая работа должна быть оплачена, стажировка, «тестовое» задание и т.п. Пусть даже это будет небольшая, символическая плата.
«У меня был плохой опыт с прошлым программистом»
Красный флаг: есть шанс, что дело не в программисте, а в заказчике.

Буду честен, я встречал чаще проекты, которые не довели до ума, или бросили по каким то не зависящим от заказчика причинам именно разработчики. В этих случаях, ситуация не раскрывается сразу, а такие нюансы выясняется в процессе.
А вот если вам сразу заявляют, что прошлый программист во всем виноват, то ждите беды.
«Я сам не знаю, чего хочу, но ты же профи»
Проекты без ясных целей/деталей быстро заходят в тупик.
Вообще — это классика, клиент часто не знает что ему точно нужно, он в поиске решений, потому и обращается за советом к специалисту. И чем сложнее проект, тем более аккуратно нужно собрать всю информацию и зафиксировать в виде документа (т.з.).
Проблемы возникают, когда проект нужно сдавать, а вы — не угадали, что же желал клиент. Или не учли какие то фичи, которые он неявно подразумевал, а они уже плохо интегрируются в конструкцию проекта.
Тут надо быть аккуратным и любить общаться, чтобы выдоить, описать и правильно оценить все детали. Это поможет избежать неприятных ситуаций. В противном случае — дешевле будет отказаться.
Завал переписки до подписания договора
Если клиент уже на старте требует максимум внимания, скорее всего будет только хуже.

Это может быть и постоянные звонки, голосовые в whatsup, как из рога-изобилия, по поводу и без повода, с лишними деталями в рандомное время суток, прилетающее по всем возможным каналам связи — подумайте дважды — оно того стоит? Или клиент сильно эмоционален, и взвинчен, когда сайт «не грузится». А потом выясняется, что у клиента вообще никакой сайт не грузится, потому что он не оплатил счета за интернет. Но он уже спешит съесть ваш мозг.
«Хочу точно как у них»
Т.з. подменяется копированием. Осмысление, постановка задачи перекладывается полностью на вас. Клиенту лень описывать проект, но сравнивать он потом будет с тем самым примером. А копируют обычно потому, что не хотят платить за использование готового сервиса, либо потому сами решили построить бизнес на подобном сервисе. Осталось только найти студента, который скопирует дяде Facebook.
Обычно я предлагаю продолжить использование проекта-примера.
Софт скиллы
Если вам не нравится как общается клиент, как организован процесс сотрудничества, то дальше будет только хуже. В длинные проекты с таким заказчиком лучше не «вписываться».
Ваши т.н. софт скиллы здесь важны не меньше. Ведь фриленс — это как танго, танец для двух сторон. Иногда удаётся «перешить» клиента, вернуть его в конструктивное русло, и предложить какой то более рациональный шаблон общения/сотрудничества.
Первое впечатление иногда ошибочно (редко).
«Это же несложно, сделаешь за пару вечеров?»
Возможно это и так. Но это результат вашей многолетней работы — именно потому и не сложно. Прежде всего не уважается ваша экспертиза и время. Вас просят что то сделать, но делают это без уважения. Вы готовы к такому сотрудничеству?
Всегда оценивайте как минимум ваше время. И берите аванс — 50%.
Как я отказываюсь
Даже если клиент совсем «запутался в берегах», я стараюсь быть вежливым.
В некоторых случаях я оцениваю свои потенциальные неудобства в виде денежного эквивалента. Если явно завышенная стоимость устраивает клиента, иной раз можно и согласиться. В конце концов — вы работает ради денег.

Еще проще сослаться на нехватку времени или на отсутствие интереса к самому проекту.
Или прямо сказать: «Не возьмусь за проект — уверен, что не оправдаю ваши ожидания.»
Вместо заключения
Фриланс — это свобода, вы выбираете с кем и что делать. Вы определяете на что вы готовы пойти ради денег, собственные границы. Лучше отказаться от плохого проекта в начале, чем потом выгорать и разочаровываться, и тратить нервы.