В наше стимпанковое время, когда мифы и наука переплетены в умах людей, есть ли место для веры?
Для тех, кто отчаялся, ищет духовную опору в жизни, вера несомненно может быть простым инструментом, который поможет преодолеть трудности, побороть отчаяние и найти смысл в жизни. Мифы о грядущих райских садах, мимолетности данной реальности и бессмертии нашей души, если уверовать в них, облегчат даже самые тяжелые испытания.
Вера в бога (и не только) утратит свою основу, только если каждый (большинство) «выйдет из сумрака» своего разума, а мир в целом вылезет из кровавого болота жадности и жестокости.
Религия и экономика
Там, где люди страдают, находятся в нищете, нуждаются в защите, они теряют доверие к власти, бегут от реальности. Здесь их умами легко завладевает церковь и различные секты, т.к. справедливость и ответы на сакраментальные вопросы приходится искать у бога. И если первые (церковь) действуют хоть в каких то рамках закона, то вторые — просто паразитируют на своих адептах, используя их для увеличения своего влияния.
В странах, где экономика стабильна, а правительство проводит справедливую социальную политику, делает все для процветания большинства, люди не склонны к религиозности.
Пока что единицы из более чем 250 стран могут считаться местом, где атеизм укоренился в сознании большинства.
Европейские страны, получившие в последнее время приток массы беженцев, испытывают проблемы в частности с отличиями в мировоззрении коренных жителей и мигрантов. Вырвавшиеся из под власти религиозной догматики, люди часто не имеют собственных принципов морали для сдерживания своих низменных инстинктов.
Таких людей можно заставить вернуться в цивилизованную колею только «кнутом веры», у них нет иных моральных столпов.
Повышая уровень жизни, уровень образованности, популяризируя научную картину миру, можно добиться такого состояния общества, когда люди самостоятельно отойдут на позиции атеизма. А пока спрос поддерживает предложение.
Сравним статистику религиозности и данные о ВВП
В 2012 году проводилось исследование вопроса — о доле населения разных стран, для которой религия является важной частью жизни. Давайте сопоставим эти данные с ВВП на душу населения. Конечно, ВВП — в данном случае, примерный оценочный показатель, типа средней температуры по больнице. Нужно принимать в расчет расслоение общества и то, что же составляет этот валовый продукт на самом деле, а также то, как распределяется конечный доход.
Второй столбец — это доля религиозного населения в %. Я не стал делать сравнение по всей таблице, взяв её начало и конец. Но тенденция более чем очевидна.
Из общей картины выбивается Оман — типичное ближневосточное королевство (султанат). Половина ВВП — это экспорт/переработка нефти, вторая — сфера услуг. Большая часть рабочей силы — иностранцы. Потому о справедливом распределении доходов тут речь и быть не может.
С другого конца списка выделяется Вьетнам, жители которого с «атеизмом рядом не лежали». Здесь проблема статистики в том, что основа религии вьетнамцев — система народных верований, основу которой составляют ритуалы культа предков, которые неукоснительно исполняются большинством жителей страны. А 30% приходится на общепризнанные религиозные конфессии.