Я давно поигрываю в разные модификации Mount&Blade, и единственное, что озадачивало меня в игре всё время меня — где взять столько денег, чтобы можно было содержать большую армию?
В качестве лирического отступления хочу напомнить, что игрушка уже довольно древняя. Но разработчики могут нас порадовать в скором времени второй версией игры. У пусть обрадуются те эстеты, коим важна графическая составляющая геймплея, во второй части (судя по скриншотам) все будет красиво и гладко.
Но вернемся к деньгам. Если вам не нужно защищать обширные территории, создав в городах и замках точки накопления гарнизонов, то, возможно, с финансовыми проблемами вы не столкнетесь. Отряд в 1,5-2 сотни воинов можно прокормить за счет случайной торговли, редких грабежей и периодических снятий банка тотализатора при участии в турнирах. Если же вы содержите большой гарнизон в городах и замках ваших владений, то динары утекают из ваших карманов стремительно.
Как поправить финансовое положение — вот 101 способ из 20 возможных :).
Покупка бизнеса в городах.
Это может являться основным наиболее стабильным и крупным источником еженедельных доходов вашей казны. Купить 1 бизнес можно в каждом городе. Для этого надо пообщаться с Guild Master-ом, которого можно найти, гуляя по городу. Его сразу видно в городской толкучке — он стоит на месте и никуда не торопится. Он предложит целый перечень вариантов и пояснит каждый с точки зрения выгоды. От вас потребуется вложить единовременно сумму от 2500 до 10000 динаров, для получения еженедельного дохода от предприятия.
Если Гильд-мастер отказывает вам в покупке бизнеса, то обычно он поясняет причину отказа (вы можете быть во враждебных отношениях либо с фракцией, либо с владельцем города). Устраняйте причину и возвращайтесь снова.
Помните, что во время войны с фракцией, владеющей городами, прибыль с их предприятий в казну поступать не будет (under sequestration статус).
Владение землями
Вернее не землями, а деревнями и городами. Прибыль от налоговых сборов (рента) с населенных пунктов может быть весьма не плохой. Зависит как от случайных факторов, так и от благополучия этих пунктов. Есть несколько очевидных минусов — земли могут быть отобраны. Кроме того, деревни постоянно грабят и их надо охранять, иначе крестьянам нечего будет платить.
Для получения владений можно стать вассалом и пуститься во все тяжкие придворных интриг. Тогда новые земли (отхваченные во время очередной межфракционной войнушки) будут частенько доставаться вам.
При достаточном уровне прав на трон (right to rule) — вы можете создать собственную фракцию. И тогда все захваченные земли будут отходить к вам. Потом их придется раздавать, чтобы привлечь вассалов, т.к. в одиночку очень сложно защищать растущую территорию, ибо нельзя быть сразу в нескольких местах карты, отбивая нападения воинственных соседей.
Резюмируя, скажу, что управление землями хлопотное мероприятие.
Наёмник
Пока вы не состоите в какой либо фракции, можно наняться как наемник на службу к одному из королей. Вам будет положено небольшое еженедельное жалование. Мелочь, но приятно. Но едва ли вы долго будете ходить в наёмниках.
Грабежи караванов
Можно заниматься грабежами, не задумываясь о последствиях (грабить всех подряд). Но я расскажу как грабить правильно.
Во-первых, надо вступить в какую нибудь фракцию, потому что грабить следует под эгидой межфракционных войн. Когда война заканчивается — отношение с враждебной фракцией восстанавливаются (как бы вы их не испортили караванными рейдами).
Во-вторых, не надо таскать с собой большой отряд. Караваны малочисленны, их охрана слаба. Нам важна собственная мобильность, чтобы не тратить много времени на беготню за караваном (отряда 50-60 воинов хватит с большим запасом). Важны такие характеристики отряда — как path-finding, looting, а также inventory managment. Прямо как олимпийское — быстрее, выше, сильнее :).
Третье, охотиться следует не далеко от крупного дружественного города — награбили, тут же продали, снова в поле.
Грабежами много не заработать, но это движуха и опыт. Иногда попадается кое-какое полезное обмундирование для NPC вашего отряда.
Турниры
Турниры — это наше все. Используя ставки, можно заработать на одном турнире около 4000 динаров + 200 динаров за победу в самом турнире. Потом эта сумма будет уменьшаться (когда в городе узнают, что вы офигенный боец, то ставки будут не так выгодны для вас).
Турниры — это наиболее вероятный путь первоначального накопления капитала. Да и потом в течении всей игры, они приносят свои дивиденды (+ слава, популярность в городах, опыт).
Где проводятся турниры в текущий момент, можно узнать у распорядителя турниров на арене.
Торговля
Если вы намерены заняться торговлей, то обратите прежде всего внимание на навыки — Trade, Path-finding и Inventory managment. Первые два могут быть развиты у ваших NPC, а вот последний является навыком лидера и его надо «вкачивать» у собственного персонажа.
Для торговли важна мобильность, потому не нужно таскать с собой большой отряд — 30-40 воинов хватит, для того чтобы отбиваться от бандитов, дезертиров и выполнять попутные миссии.
В каждом городе может найтись недорогой товар для покупки, и тот товар что будет пользоваться неизменно большим спросом. Для начала надо по-странствовать, изучить диапазоны цен (не буду лишать вас этого удовольствия). Наиболее низкие цены могут оказаться при покупки товаров в деревнях. Обычно товаров там мало, но случается, что продаются они по ценам ниже рыночного плинтуса. Не брезгуйте посещением деревень!
Миссии
В игре можно выполнять также разнообразные миссии. Наибольший куш за выполнение миссии я получал за квест Guild Master, где он попросил уговорить пару князей враждующих фракций о перемирии. Сумма составила — 12000 динаров.
При этом князей можно было подкупить (каждый из них требовал по 7000 динаров); уговорить (снизить стоимость их подкупа), для чего нужно иметь очень развитый навык Persuation. Если ваши отношения очень хороши с данными князьями, то можно уговорить их, жертвуя вашим расположением (-30 пунктов во взаимоотношениях). В общем вариантов много — но наиболее выгодный состоял в том, чтобы пленить обоих в бою.
Миссий много и часто они предусматривают много вариантов решения (финансово выгодных для вас или наоборот).
Охота за головами, работорговля и выкупы.
На карте вы не раз заметите отряды manhunter-ов, которые носятся за разрозненными банд-формированиями. Мы тоже можем стать «охотниками за головами». Захваченных в плен рядовых противников, солдат можно сдавать работорговцам (торговцы кочуют по городам и найти их можно в тавернах). Обратите внимание на навык — Prisoner Managment, он расширяет максимальное число конвоируемых плененных противников.
Плененных князей нельзя продавать как простых солдат, но иногда за них предлагают солидный выкуп (зависит от важности персоны). За королей мне предлагали и по 17500 динаров. Сколько придется возить с собой пленных ВИП персон прежде чем предложат выкуп — неизвестно. Но если вам предложили выкуп, а вы отказались, то в следующий раз предложение будет более интересным. Отказ, правда, влияет на отношения с фракцией.
Есть шанс, что князь сбежит из плена. Также, когда заключается мир между фракциями, всех пленных данной фракции вы отпускаете на свободу.
Есть ещё одно практическое замечание по поводу захвата врага живьем. Колюже-режущее оружие обычно приводит к летальном исходу для противника. Но есть и нелетальные средства боя :). Это легкие дубинки. Их можно всучить и вашим NPC. Но достаточно вооружиться такой дубинкой самому, чтобы рационально и целенаправлено выполнять задачу захвата вражья живьем.