В Mount&Blade II BannerLord осады — это особенный вид сражений, и на ранних этапах игры, представляющий определенный челедж для игрока. Давате рассмотрим тактики и хитрости обороны в осаде.
В чем сложность?
Во-первых, если говорить о ранних стадиях, то наиболее вероятно вы столкнетесь с кратно превышающим числом армии с нападающей стороны — 300 vs 1500 это в порядке нормы.
Во-вторых, заложенные механики и сложный рельеф (замок или город) сильно затрудняют управление отрядами.
В-третьих, качество выставляемых юнитов сильно ухудшает т.н. городская милиция. Когда вы пытаетесь оборонять замок, вы рассчитываете, что ваши бойцы высоких тиров не подведут вас, но пропорционально кол-ву юнитов вашего отряда в бой пустят низкоуровных бойцов городского ополчения 2-3 тир. Что заметно понижает общее качество.
Тактики обороны
Здесь я не стану рассматривать тактики, эксплуатирующие баги карт, позволяющие запрыгивать и отсиживаться вашему персонажу в недосигаемых для компьютера локациях. Также не интересно рассматривать в этом ключе использование лошади, которая позволяет вам бегать от врага.
Рассмотрим ключевые особенности обороны.
Компьютер обычно строит осадные башни и таран, а при проникновении за стену пытается открыть ворота. Ваша задача — помешать ему.
Важно чтобы вам и гарнизону хватало запасов еды. Отряд милиции не требует еды и не будет сокращаться, если еда закончится.
Подготовительная часть состоит из двух фаз.
Использование атаки из засады
После первой фазы — когда башни и таран построены, вы можете выполнить атаку из засады, во время которой вы будете пытаться их разрушить. Хитрость заключается в том, чтобы не разрушать их совсем, а нанести им сильные поврежения — 60-80%. Т.к. уничтоженные орудия компьютер попросту построит заново, а поврежденные так и пойдут в бой.
Отслеживаете уровень их здоровья и вовремя отступайте (жмите TAB и там выбрайте отступление).
Вторая часть подготовительной фазы — это когда компьютер строит катапульты/требушеты. Ваша задача — не дать шанса их использовать. Должны быть готовы все 4 ваши катапульты, чтобы отстреливать сразу любую технику, которую строит осаждающая сторона. Кроме того, катапульты должны будут добить башни и таран во время боя.
Это не длится долго, т.к. компьютер теряет своих бойцов при стрельбе ваших катапульт. Далее наступает боевая фаза.
Тактика 1: Делай то, что должно
Если противник сильно превосходит вас числом, и вы действительно хотите победить так, как это задумано разработчиками, то пожалуй единственный способ — это заставить противника бежать. В случае отступления, вы выигрываете осаду, а все враги оказываются у вас в плену.
Осадные орудия двигаются медленно, но, то сколько раз вы успеете выстрелить по тарану из катапульты, зависит от конкртеной карты, а именно от того как близко стартует техника противника к стенам замка/города. Иногда это 4-5 залпов, а иногда больше 10.
Лучше всего в начале контролировать катапульту у башни с воротами (или рядом с ней) вручную, чтобы, если таран дойдет до ворот, продолжать бросать на него камни ручками. Но не стоит сильно форсировать уничтожение осадной техники, т.к. пока она ползет, следом за ней медленно идут отряды, которые связаны с конкретной осадной машиной. Всё это время они являются прекрасной мишенью ваших катапульт.
В самом начале боя противник выставляет лучшие войска, идут лорды и бойцы высших тиров. Скорее всего, ваши бойцы уступают им в качестве, потому единственный шанс — это меткая стрельба из катапульт. При больших потерях враг побежит, не успев ввести резервы, и вы победите.
Если враг прорвался за стену, то шансов на победу почти не остаётся, т.к. даже сдерживая натиск какое то время, вы не сможете обратить врага в бегство, постоянно будете терять своих бойцов. Что, в итоге, приведет к поражению.
Удержание слабых точек
Тем не менее, пока ворота не открыты, а таран и осадные башни удалось разрушить, то враг будет проникать на стены лишь по лестницам. Нужно сделать так, чтобы это ему удавалось лишь небольшими группами. При больших потерях противника, сохраняется шанс, что враг обратится в бегство.
Хорошо если есть только одна точка, где враг поднимается на стены по лестницам, а также важно что враг не перестреливает вас лучниками.
У лестниц нужно максимально плотно выставить бойцов в стену щитов, чтобы враг как можно меньшими порциями проникал на стены. Метательное оружие (как и стрелы) не ограничено для обороняющихся, и ваши бойцы будут пытатся метать топоры/копья, открываясь лучникам. Запретите им стрелять.
Другой отряд нужно поставить в разреженный строй у ворот. В разреженном строю бойцы реагируют на приближающегося врага, который просочился на стены, и атакуют его, это позволяет удерживать ворота. Данное место можно усилить отрядом лучников по схеме тактики 2 (см ниже).
Остальные лучники должны вытянутся вдоль осадных стен, так чтобы обстреливать лестницы и отряд врага под стенами.
Удачно, если это место простреливается катапультами, иначе можно попробовать использовать баллисты. Сбрасывать камни/горшки в толпу — также не плохая идея.
Тактика 2: Дождь из стрел
Если заложенная в геймплей тактика вас не устраивает или не реализуема по тем или иным причинам, то некоторые замки (реже города) позволят использовать вам другой подход.
Пример, где можно использовать следующую тактику — замок Hakkun, находящий на восточном краю карты.
Вам понадобятся как сильные лучники, так и крепкие щиты. В общем случае, нужна открытая площадка, желательно с одним входом, который хорошо простреливается с вашей стороны.
Бойцы со щитами выстраиваются справа от входа в «стену щитов» (разверните спиной с стене, чтобы лицом встречали врага). Хитрость заключается в том, чтобы развернуть противников правым боком или спиной к вашим лучникам, когда тот пытается атаковать вашу пехоту с щитами (правая сторона интересна тем, что не прикрыта щитом).
На скриншоте зоны расстановки щитовиков обведены красным. Обе рабочие, но вторая (если для вас этот вариант будет работать) — предпочтительнее, т.к. тут враг будет поворачиваться спиной к лучникам.
Иногда стоит открыть ворота, чтобы направить компьютер по очевидному маршруту. Не выставляйте катапульты на стены при боевой фазе, но стройте и используйте их при начале осады.
Иногда лучники пытаются занять позиции на стенах, вопреки тому, где вы им приказали стоять. Если им приказать прекратить стрельбу, то они будут более послушными. Разрешите им вновь стрелять, когда враг начнет входить.
Важный момент заключается в том, что ваши лучники, находясь в обороне, не ограничены в боезапасе. Так что если ваши лучники способны «переварить» то, что входит в ворота — вы победите. Крепкие щиты могут дать вам дополнительное время, но если бойцы начнут «падать» и враги развернут свои щиты, то лучники будут бесполезны.
Уникальной является локация северного города Varnovapol, где вы можете расставить бойцов во внутреннем форте, пользуясь теми же принципами.
Шитовиков нужно поставить за угол башни, спиной к стене, а лучники размещаются вдоль парапета (синие зоны). Более идеальную локацию для обороны придумать сложно.
Здесь это еще усиливается тем, что враг идет через весь город, порою растягивая строй.
Тактика 3: В обороне на башне
В данной тактике вам самому придется выполнять роль главного терминатора. Понадобится длинное оружие, типа алебарды.
От замка/города требуется наличие башни с большой площадкой на крыше и узкой лестницей ведущей наверх. От вас — грамотная начальная расстановка бойцов.
Например, как эта башня замка Mecalovea. Здесь достаточно места, чтобы поставить всех своих бойцов, а лестница одна и довольно узкая.
Только при начальной расстановке у вас получится плотно выставить бойцов, да еще и «наслоить» один отряд в другой. Отряд, обращенный лицом к выходу с лестницы, должен состоять из наиболее «высокотировых» бойцов (есть специальный фильтр при настройке отряда). Подберите конфигурацию, чтобы он упирался спинами в зубчики башни. Чтобы его было сложно продавить/ отодвинуть, слева от него выставите другой отряд в стену щитов.
Задача — добиться такой конфигурации при выставлении бойцов, чтобы подняться на крышу башни было как можно сложнее из за плотного строя ваших бойцов.
Ваша задача — находиться со спины поднимающихся противников и наносить им удары из за перил по головам чем то длинным и тяжелым.
Оборонительные катапульты/баллисты уберите, иначе ваши бойцы будут пытаться их использовать, нарушая идеально выверенный изначально строй.
Багоюзинг
Кроме дефектов локации, вроде недосигаемых для компьютера мест, раньше можно было использовать отступление в любой момент. Сводилась тактика к тому, что вы «снимали сливки» с помощью катапульт и метания камней, а когда враг начинал забираться на стены, вы отступали. Далее можно было начать боевую фазу с самого начала, и повторять процесс до полного успеха.
В последних версиях это пофиксили, но осталась возможность выбежать за ворота и достичь т.н. красной зоны, где опять же можно провернуть тот же самый фокус. Враг несет потери, а вы, как только ситуация может измениться не в вашу пользу — покидаете бой.