Ошибки на старте могут обернуться хаосом уже на 10-м цикле. Правильный приоритет — это не красивый коридор и склад, а быстрый рывок к ключевым технологиям, пока стартовый биом щедро снабжает вас едой, кислородом и водой.
Стартовый биом — временный буфер
Помните, что начало игры — это тепличные условия, дальше будет сложнее и жёстче. А пока у вас есть всё необходимое для спокойного старта:
- макруты для еды;
- жеоды с оксилитом для кислорода;
- вода для нужд колонии;
- нейтральная температура.
Но этот запас исчерпается, и особенно быстро заканчивается Dirt — главный материал для исследовательских станций, раннего земледелия и крафта еды.
Приоритет №1: исследования
Для будущего колонии нужен рывок технологий. Таким образом, чтобы база развивалась, нужен Research Station.

Для его работы требуется Dirt. Но Dirt также нужен для Microbe Musher (производство еда).

На скриншоте показан рецепт для Mush Bar — всего 800 калорий отвратительной, но питательной субстанции потребуют 75кг грязи и столько же воды для производства. Это рецепт подходит лишь как антикризисная мера, т.к. запасы Dirt (грязи) сильно ограничены.
Растения на ферме также могут требовать Dirt (например, MealWood).
Как видите, Dirt уходит и на исследования, и на еду, и на плантации. Но если тратить его только на готовку или фермы — вы застрянете на базовом уровне технологий. Поэтому именно исследования дают вам возможность выбраться за пределы стартового биома и открыть новые источники ресурсов.
Совет: как только у вас есть туалет и койки, сразу ставьте исследовательскую станцию и выделяйте одного дупликанта с высоким интеллектом.
Туалет и койки: минимальные удобства
Чтобы дупликанты не сходили с ума и не травились микробами:
- ставим 1–2 Outhouse + 1–2 Wash Basin;
- делаем маленькое помещение под туалет;
- ставим 3+ кровати в другой комнате.
Здесь важно понимать механику комнат. В игре есть встроенный «Room Overlay» — фильтр, который показывает, какие зоны считаются полноценными комнатами. Чтобы помещение получило статус «Barracks», «Latrine» или «Great Hall», оно должно соответствовать определённым условиям: площадь в пределах норм, наличие нужных объектов и отсутствие запрещённых.
Почему это критично? Потому что специализированные комнаты дают ощутимые бонусы:
- Latrine снижает стресс за счёт гигиены;
- Barracks повышает мораль (+1);
- позже вы сможете строить Great Hall, которая даёт +6 морали.
Таким образом, грамотно делая даже самые простые комнатки, вы с первых циклов получаете бонусы к морали и снижаете стресс у дупликантов.
Куда двигать науку
В первую очередь:
- Advanced Research — чтобы открыть Super Computer.
- Farming Tech — плантации bristle blossom и mealwood.
- Basic Oxygen — электролизёр (на будущее, до тех пока оксилит работает).
Сперва вы ускоряетесь в Super Computer, потому что базовые исследования упрутся в потолок очень быстро.

А вот дальше вектор развития зависит уже от вас. В Oxygen Not Included вы — главный инженер, и именно вы решаете, какие задачи стоят перед колонией. Если вы чувствуете, что упираетесь в дефицит энергии — логично двигаться в генераторы. Если тревожит будущее с кислородом — лучше углубиться в системы очистки и переработки. Если хотите развить комфорт и мораль — стройте в сторону кухни и столовой.
Другими словами, игра не диктует жёсткий путь: вы сами формируете арсенал технологий, которые нужны именно под ваш стиль и стратегию.
Dirt: главный ограничитель
Возвращаясь к грязи, хочу еще раз подчеркнуть — Dirt расходуется катастрофически быстро:
- на исследования;
- на еду в Musher;
- на плантации.
Ошибка новичков: засеять всё подряд и, условно, к 30-му циклу остаться без Dirt.

Отсюда стратегия экономии Dirt:
- использовать максимум стартовых макрутов;
- готовить минимум еды в Musher (только когда реально нужно);
- если уж выращивать mealwood, то совсем немного, лучше вперемешку с bristle, которые требуют только воду и свет, и стараться использовать максимум диких посадок (они не требуют грязи, просто сохраните условия для аутентичных растений);
- заранее понимать, что вторичный источник Dirt — это переработка Slime, а это требует уже более высоких технологий и затрат.
Первая база — это не склад и не уютные спальни. Это гонка за технологиями, пока стартовый биом ещё работает на вас.
- Дайте дупликантам туалет и кровати.
- Выделите учёного и гоните исследования.
- Берегите Dirt — это ваш «топливо» на первые десятки циклов.
Когда появится Super Computer и первые конюшни (stables) — вот тогда можно думать о красоте, складах и логистике.